«Многие из историй нельзя читать без слёз...»

« Назад

«Многие из историй нельзя читать без слёз...»  26.05.2020 00:00

«Многие из историй нельзя читать без слёз...»
Онлайн-проект рассказал о героях Великой Отечественной войны и нашего времени.

 День Победы мы встретили в защитных масках и с большими ограничениями. Но никакая коронавирусная инфекция не отнимет у нас этот праздник. Благодаря социальным сетям мы готовились к нему сообща и вместе отметили.

Всё сложилось

В силу всем известных причин в последние пару месяцев активизировалась работа в онлайн-формате. Она имеет целый ряд неоспоримых преимуществ, в том числе отсутствие территориальных и возрастных ограничений. Правительство Москвы поддерживает востребованные интернет-проекты. Например, проект «Многонациональная Победа». Предположение, что он возник в связи со сложившейся сейчас обстановкой, неверно. Проект был разработан ещё в прошлом году как отвечающий запросам широкой аудитории, в том числе школьников и молодёжи. Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы ещё несколько лет назад взял курс на новые информационно-коммуникационные форматы, которые объединяют москвичей вне зависимости от вероисповедания, национальности и возраста.

«Многонациональная Победа» – это большой проект из нескольких составных частей. «Сегодня институты гражданского общества достаточно активны и предлагают много различных мероприятий. Но немногие планируют их с учётом современных информационно-коммуникационных технологий, а поэтому в борьбе за внимание детей и молодых людей проигрывают, – считает представитель некоммерческого фонда «Международные интеграционные технологии» Эмма Рождественская (фонд является организатором проекта). – Проект, у которого нет потенциала к развитию и масштабированию, обречён. На наш взгляд, чтобы задуманное получилось, должны сложиться многочисленные пазлы. В том, что здесь всё сложилось, мы окончательно убедились после того, как стали получать отзывы участников, увлечённых проектом не меньше, чем мы сами».

Знать и помнить

Одна из составляющих проекта – интерактивная выставка «Вспомним всех поимённо». Она проходит в социальных сетях и рассказывает о десятках героев Великой Отечественной войны разных национальностей. Организаторы хотели показать, что вклад в Победу над фашизмом внесли все народы Советского Союза, именно поэтому сегодня это наш общий праздник, наше общее наследие. Выставку легко найти по хештегам #многонациональнаяпобеда #вспомнимвсехпоименно.

 Благодаря выставке вновь мы вспоминаем легендарных воинов. Среди них танкист, Герой Совет­ского Союза, кубанский казак Дмитрий Лавриненко, который за два месяца с небольшим во время боёв под Москвой и Орлом уничтожил 52 фашистских танка. Белорус Лев Доватор – генерал-майор, командир 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, сорвавший наступление крупной группировки противника на Москву. Разведчица Вера Волошина, казнённая фашистами в 1941 г. Звездой Героя её наградили посмертно спустя десятилетия – лишь в 1994-м. По одной из версий, именно Вера послужила прообразом извест­ной статуи «Девушка с веслом» для Парка культуры и отдыха им. Горького в Москве.

Нужно ли знать и помнить эти и другие имена? Ответ очевиден. К сожалению, современным школьникам они мало что говорят, поэтому выставка нацелена на то, чтобы рассказать, заинтересовать, увлечь дальнейшим изучением.

Сотни страниц

Другой формат проекта «Многонациональная Победа» – конкурс рассказов о примерах межнациональной дружбы и взаимопомощи во время войны. Когда проект задумывался, организаторы обсуждали, не испугает ли потенциальных участников достаточно сложная задача – самим писать тексты о воевавших родственниках. В ежедневной суете найти время для воспоминаний, а потом и записи историй из семейного архива не так просто. Было продумано сразу несколько вариантов для привлечения людей. А потом стали развиваться события, которые объединили сразу несколько поколений семей под одной крышей, и участие в конкурсе превратилось для них в важный совместный процесс. В адрес оргкомитета поступило свыше тысячи рассказов.

 На конкурс пришли многочисленные рассказы с примерами межнациональной дружбы и взаимопомощи во время войны. 

«Это совершенно удивительный формат, – считает Э. Рождественская. – Судьбы нашей многонациональной Родины, трогательно сохранённые наследниками. Многие из историй нельзя читать без слёз... Мы благодарны каждому участ­нику, который делится самым личным и сокровенным».

Шорт-лист, сформированный с особой тщательностью оргкомитетом, будет передан действующим Героям России для окончательного выбора 75 лучших историй – по числу мирных вёсен, прошедших с 1945 г. Они войдут в народный альманах «Незабытые истории Победы». Но с самого начала организаторы ставили перед собой задачу, чтобы ни одна история не была написана напрасно. Все материалы по окончании проекта будут переданы в архив мультимедийной галереи «Дорога памяти». Она создаётся при поддержке Министерства обороны РФ на территории Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации в Подмосковье.

Участники конкурса – и младшие школьники, и среднее поколение, и умудрённые опытом пожилые люди. С разрешения оргкомитета мы публикуем отрывок из письма, написанного офицером-воспитателем кадетской школы № 1784 им. генерала В. А. Матросова, классного руководителя 7 «Б» Кирилла Вадимовича Кириллова. По его словам, находясь на вынужденной «паузе», он решил принять участие в конкурсе и мотивировать тем самым своих ребят. «Человеческие судьбы – как сообщающиеся сосуды, и не может быть судьбы, не зависящей ни от кого, – считает автор. – Судьба отдельного человека тесно связана с судьбой нашей Родины. Годы перемалывают всё: и боль утраты, и горечь разочарования. Но всё ли? Нет. В наших сердцах навсегда останется память о людях, прошедших через суровые годы войны, выстоявших и победивших». Кирилл Вадимович рассказал историю о жизни своего деда Умара Джафаровича Джафарова.

«Он добровольцем пришёл на призывной пункт и осознанно прибавил себе два лишних года, чтобы попасть на фронт. Вскоре он был направлен в учебный центр по подготовке снайперов, который успешно закончил… Там же, в центре, он подружился с парнем, казахом по национальности. Всю войну они прошли вместе. В 1943 году при освобождении Чехословакии во время одной из наступательных операций был трижды ранен в обе ноги. Во время его ранения именно этот друг спас его от неминуемой гибели и вынес с поля боя».

Или вот очерк Галины Смеловой – журналиста, литератора, поэта, историка-краеведа. Щемящее повествование о бывшем узнике гетто Михаиле Нотковиче Гобермане открывается словами Галины: «В последние годы на Западе всё чаще стали появляться ­«исследования» о том, что гетто и уничтожение евреев – не более чем вымысел, призванный унизить немцев. Их авторам непременно стоило бы встретиться с такими непосредст­венными участниками тех страшных и бесчеловечных по своей сути событий, как Михаил Ноткович Гоберман».

«В декабре 1941-го среди мест­ного населения быстро распространился слух о том, что нем­цы неподалёку от гетто копают какие-то рвы. А уже вскоре стало понятно зачем: туда сгоняли толпы беззащитных ­узников. Перед рвом всех заставили раздеться донага и стреляли… стреляли…

В тех рвах навечно остались почти 18 000 евреев. Среди них оказались и его младшие братик с сестричкой. Михаил не видел, как их убивали, но видел, как увозили, – они махали на прощание руками, не понимая, куда и зачем уезжают… А потом дошла очередь и до мамы. Ей было 38 лет. Молодая, высокая, красивая – она вместе с другими несчастными была расстреляна в самом центре Новогрудка. Тогда немцы вывели свои жертвы на плац, уложили на землю лицом вниз и безжалостно строчили по ним из пулемётов…»

И таких страниц сотни и сотни. Все истории очень разные, но в них одинаково сильно переданы большая любовь и благодарность защитникам Родины. «Мы под впечатлением от того, что прочитали. И у нас даже родилась интересная идея о развитии проекта, но ей пока нужно созреть», – делятся планами организаторы.

Что такое – быть героем?

И наконец, «Многонациональная Победа» – это видеоролики, снятые о легендарных обладателях званий Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. «Герой… Как часто мы, не задумываясь, используем это слово, – признаёт Эмма Рождественская. – Благодаря сотрудничеству с общероссийской организацией «Офицеры России» и её руководителем, генерал-майором, Героем России Сергеем Анатольевичем Липовым, посчастливилось ещё до самоизоляции записать десятки часов интервью с людьми, о ком сказать «герои» – не сказать практически ничего. О каждом можно написать книгу и снять многосерийный фильм – и всё равно не объять сознанием такие величины. Что такое – быть героем? Думать, как герой? Жить, как герой? Это смогут узнать все, кто посмотрит эти ролики. Работа над ними завершилась к 9 Мая».

В проекте приняли участие сразу несколько человек, удостоенных высокого звания Герой России и знака «Золотая звезда» за исключитель-ные заслуги перед Отече­ством.

Военный лётчик генерал-майор Сергей Липовой, прошедший 4 войны и не раз выполнявший сложные боевые задачи, рискуя собственной жизнью.

Сотрудник органов внутренних дел полковник Александр Головашкин, закрывший собой от прицельного огня товарищей, спасший десятки, а может, и сотни мирных граждан.

Фёдор Юрчихин – лётчик-космонавт РФ, совершивший 5 полётов в космос (672 суток 20 часов 38 минут он провёл в космосе, из которых 59 часов 28 минут – в открытом).

Дибиргаджи Магомедов – полковник полиции, аварец по национальности, защищавший и родной аул в Дагестане, и другие места в России от террористов.

Павел Шевченко – сотрудник Отделения милиции особого назначения. Он принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе и проявил исключительное мужество.

Героический труженик Геннадий Баштанюк. За большой вклад в повышение эффективности производства, качества выпускаемой продукции и проявленный трудовой героизм в 1986 г. он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Особое место в этом ряду занимает ветеран Владимир Горовой, удостоенный звания Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1973 г. за выполнение сложнейшего задания.

«Мы беседовали с Владимиром Ильичом о детстве, о детском восприятии той войны, о жизни в довоенные годы и после, о современности, о воспитании молодёжи, о национальном вопросе и, бесспорно, об уроках Великой Отечественной войны, героизме, о том, как рассказы его отца о довоенной жизни повлияли на характер, – рассказывает Э. Рождественская. – Всем нашим героям мы задавали один и тот же вопрос: какое значение имеет национальность в жизни и на войне? Суть всех ответов можно передать буквально в нескольких словах: и в дружбе, и в службе главное – личные качества человека, у подлости, трусости и предательства нет национальности. Думаем, это то самое, о чём нам всем не следует забывать».

«Многонациональная Победа» стартовала в начале марта. А итоги будут подведены при скоплении людей, на торжественном мероприятии, когда запрет на их проведение будет снят.

http://www.100lichnost.ru/rubrica/35/19367

 СТО Личность, Образование26 мая 2020 17:58

Автор: Инна Алейникова



Новости узнай все
02.06.2020

 По традиции творческий конкурс «Азбука национальностей для детей» соберет на одной площадке детей разных национальностей из многодетных семей.

Мнения

Одним из важнейших направлений работы с многонациональной молодежью является профилактика экстремизма и радикализма  в молодежной среде. По этому направлению разработано большое количество методических рекомендаций, проводятся вебинары, круглые столы, семинары, форумы. Но для того, чтобы негативная информация не осела на молодую неокрепшую психику необходимо проводить большую просветительскую работу начиная с детского возраста, когда закладывается фундамент для формирования личности. Камень за камнем  выстраивается  прочное здание  личности,  наполненное содержанием.

 

У каждой страны и у каждого народа есть свой колорит, свой характер, свое музыкальное звучание (не хочется использовать затертое слово «душа народа»). «Вкус» страны чувствуется очень хорошо в национальных блюдах, «образ» в национальных костюмах, а вот «голос», «мелодия» народа передается национальными музыкальными инструментами и проявляется в музыке. Особенно отчетливо в детской песне, в которой аранжировки и прочие украшения уходят на второй план, раскрывая красоту мелодии, которую напевает мать своему ребенку или поют сами дети. 

Укрепление гражданской идентичности в условиях полиэтнического общества приводит нас к поиску путей надэтнической консолидации. Только надэтническая консолидация способна обеспечить устойчивость функционирования всей общегосударственной системы.