С любовью о каждом народе страны

« Назад

С любовью о каждом народе страны  26.03.2019 01:52

В книжных магазинах появилась «Азбука национальностей». И это единственное в своём роде издание, которое в богато проиллюстрированном, доступном для читателей разного возраста формате рассказывает о полиэтническом составе нашей страны и её столицы, а также о традициях, быте и культуре. 

Москва – миниатюра России с точки зрения этнокультурного многообразия. О том, как воспринимают этот фактор москвичи, какие есть инструменты гармонизации межнациональных отношений и нуждается ли общество в такой работе, «СтоЛИЧНОСТЬ» поговорила с авторами полиформатного проекта «Азбука национальностей», экспертами в сфере национальных отношений Эммой Лариной и Дианой Федосовой.

Чтобы понимать, нужно знать

– Диана, когда возникла идея проекта «Азбука национальностей»?

– Правильнее, наверное, говорить о возникновении идеи написания книги «Азбука национальностей», так как именно с этого всё началось ещё в 2­014 году, а уже в процессе её написания стали возникать иные форматы. В детстве я, к сожалению, стала свидетелем настоящей травли сверстницы в школе по национальному признаку, что чуть не привело к трагедии, а на меня произвело неизгладимое впечатление.

Потом, уже в сознательном возрасте, по работе приходилось бывать в разных регионах, включая национальные республики, и мне всегда были интересны проявления других культур, я понимала, что для выстраивания полноценного диалога в полиэтническом обществе каждому из нас необходимы определённые знания друг о друге. Стала искать соответствующую литературу. Как бы мне хотелось в тот момент иметь в распоряжении такую «Азбуку национальностей», но я не нашла ничего, даже отдалённо её напоминающего. Поскольку по первому образованию я  филолог, а по роду занятий давно и плотно связана с созданием текстов в разных стилях и жанрах, то возникла вполне нормальная идея такую книгу написать. Спустя почти четыре года первая книга из серии «Азбука национальностей» появилась на прилавках книжных магазинов Москвы, а вторая готовится к изданию.

 Как вы сами определяете практическую значимость этой книги, может ли она стать настольной книгой любого человека?

– Россия – многонациональная, полиязычная, поликонфессиональная страна с русской культурной доминантой, и эти её особенности складывались веками. Только вдумайтесь: до сих пор на территориях от Калининграда до Чукотки живут народы, предки которых упоминаются в одном из памятников древнерусской литературы – «Повести временных лет», датируемом первой половиной ХII века.

Ещё одно немаловажное обстоятельство: мы никогда не были монополией или колониальной империей, Россия на протяжении тысячелетней истории присоединяла территории, сохраняя культуры и языки народов, на них проживающих. И этим действительно каждый вправе гордиться.

Сегодня мы живём в полиэтническом обществе, а любой коллектив, социальная группа  многонациональны. Ежедневно мы коммуницируем с людьми, которые обладают особенностями материальной и нематериальной культур. На наших столах соседствуют блюда разных кухонь, мы поём песни разных народов. В России, как и в нашей любимой столице, празднуют национальные праздники. Только весной москвичи отмечают молдавский Мэрцишор, румяную славянскую Масленицу с хороводами, самобытными забавами, блинами в качестве основного лакомства, чуть позже к нам приходит тюркский Навруз с очень древней и по-восточному изящной историей, обилием восточных сладостей и так далее.

Этим звучанием разных культур пронизано всё вокруг нас, а многонациональный мир – это основа стабильности общественных отношений в нашей стране, тем более в столице, её скрепами являются знания друг о друге. Очевидно же, что чем больше мы знаем об истории, обычаях, особенностях мировоззрения, тем больше открыты и с большим доверием относимся к представителю иной национальности. И наоборот, незнание – это прямой путь к вражде. Вот почему мы говорим о важности приобщения к системе духовных, культурных ценностей не только своего, но и рядом проживающих народов, всех граждан, начиная с раннего детского возраста.

И ещё один момент: у нас достаточное количество различий, культуры очень многообразны, но при этом у всех без исключения народов единые нравственные ориентиры и ценности, именно они нам всем позволяют себя чувствовать гражданами нашего государства, в экспертных кругах это объединяющее начало называется общероссийской гражданской идентич­ностью.

Многонациональность –наше преимущество

– Многонациональность – это хорошо или плохо для нашего государства?

– Вы знаете, эту особенность сложно рассматривать в категориях «хорошо» или «плохо». Это данность, обусловленная самобытным историческим путём, которым шла наша страна. Но, на мой взгляд, многонациональность, как, собственно, и поли­язычие, поликонфессиональность, – это безусловные преимущества, другое дело, что не всегда получается их грамотно использовать и, что самое главное, не всеми гражданами они осознаются как таковые, для этого нужна системная совместная работа и государства, и общества. Вот почему проект «Азбука национальностей» актуален и имеет высокую социальную значимость: он позволяет решать целый комплекс важных общественно-государственных задач.

– В чём уникальность книги?

– На данный момент не существует другого подобного издания, которое бы в интересном и доступном для широкого круга читателей формате представляло информацию о народах нашей страны, о традициях, быте, культуре с элементами устного народного творчества, а ведь каждая из четырёх частей каждой главы книги сопровождается национальной пословицей или поговоркой. Мы собрали под одной обложкой информацию, которая раньше никогда не соседствовала в такой форме, которая даёт безграничный простор для использования и дома, и в образовательном процессе, которая будет служить источником знаний как для ребёнка, так и для взрослого.

Говорящие иллюстрации

– Расскажете обо всех-всех народах?

– Первая книга из серии «Азбука национальностей», которая сегодня представлена в книжных магазинах столицы, состоит из 20 глав и рассказывает о 20 самых многочисленных народах, проживающих как в России, так и в Москве в соответствии с переписью населения 2010 года.

Вторая книга из серии, которая готовится к изданию, продолжит рассказ. Каждая глава, посвящённая отдельному народу, состоит из четырёх частей, где вы найдёте занимательную информацию об истоках, самобытных праздниках, традициях и обычаях, национальных костюмах и самых ярких их деталях, особенностях быта, кухни, промыслах и ремёслах, а также интересные истории о национальных музыкальных инструментах.

«Азбука национальностей» – это азы широкого спектра знаний о народах, всё написано просто, по сути это издание энциклопедического характера, адаптированное под целевую аудиторию. Не могу не подчеркнуть, что в книге очень много иллюстраций, при этом мы намеренно отказались от компьютерной графики в пользу настоящего живого рисунка, каждый из которых (а их только в первой книге около четырёхсот) выполнен заслуженным художником России Данилой Меньшиковым специально для этой книги. Конечно, здесь все иллюстрации несут познавательную нагрузку и могут рассматриваться в качест­ве самостоятельного источника информации.

– Диана, вы автор книги, как работали над ней? Из каких источников черпали информацию?

– Это была сложная работа, но необыкновенно интересная, об этом можно рассказывать часами. Что касается меня, то, работая над текстами, я основательно погружалась в каждую национальность, в прямом смысле слова влюблялась в культуру, историю, промыслы того народа, о котором писала. А по-другому и быть не могло, потому что каждая национальная культура – целая вселенная. И хотелось впечатления, эмоции, интерес, возникшие в процессе работы, передать читателям. Неслучайно эпиграфом книги служат рифмованные строки, придуманные мною: с любовью о каждом народе, о нашей любимой стране…

Вся информация, используемая в книге, прошла несколько ступеней экспертной верификации, это очень важно. Это были консультации и с историками, и с этнографами, специалистами по костюмам, коллекционерами, представителями каждой национальности. Тяжелее всего приходилось художнику: он черпал вдохновение в архивах, библиотеках, музейных экспозициях, а это зачастую чёрно-белые фотографии, приходилось много искать, проверять, выбирать. Собирать материалы помогали многие наши друзья, разделяющие идею о значимости проекта, руководители и сотрудники некоммерческого фонда «Международные интеграционные технологии», благодаря которому всё это воплотилось в жизнь. Первопроходцами всегда быть трудно, но нам удалось. Не могу не сказать, что сегодня проект поддержан и Правительством Москвы, и Федеральным агентством по делам национальностей, руководитель которого представлял книгу на экономическом форуме во Владивостоке в прошлом году, книга верифицирована и Российской академией образования.

От трёх лет и старше

– Эмма, вы – кандидат психологических наук, с какого возраста можно ребёнка знакомить с книгой «Азбука национальностей»?

– Хороший вопрос. Работая над книгой, мы действительно рассчитывали на максимально широкую аудиторию, но главным образом учитывали особенности психологического развития ребёнка, потому что в раннем возрасте, а если быть совсем точными, то от 3 до 7 лет, закладываются фундаментальные аспекты личности, формируется самосознание. Ребёнок слушает, смотрит и копирует поведенческие модели родителей, воспринимает окружающий мир и отношения через призму взглядов авторитетного для него старшего. Именно на близком ребёнку взрослом лежит ответственность за то, с каким мировоззренческим багажом маленький человек подойдёт к очередному возрастному периоду, а во многом даже и войдёт во взрослую жизнь.

Крайне важно ещё в дошкольный период начинать формирование позитивного отношения к представителям разных народов, проживающих в России, первичных представлений об этнокультурном много­образии страны. Этот возраст с точки зрения психического развития наиболее благоприятен для первичного знакомства с книгой, но при ведущей роли родителей или воспитателей. Чаще листайте с ребёнком «Азбуку национальностей», отвечайте на вопросы, которые у него возникают от просмотра иллюстраций книги, читайте какие-то небольшие эпизоды, так вы начнёте готовить его к жизни в многонациональном обществе, обеспечите в последующем комфортную социализацию в коллектив сверстников.

– Что скажете про школу?

– В младшем школьном возрасте закладывается база для осознания своей этнической идентичности. Поэтому необходимо включать в основные общеобразовательные программы начальной школы информацию, направленную на формирование системы представлений и знаний о национальном многообразии. В учебной деятельности за пару уроков невозможно получить представление, а уж тем более знания о 193 народах нашей страны. Такая работа должна носить системный характер, а этнокультурное содержание прочно войти, например, во внеурочную деятельность. И здесь опять незаменимым помощником могут стать форматы нашего проекта. Если вы полистаете саму книгу, то увидите, что в конце каждой главы даже предусмотрены проверочные вопросы, то есть она имеет всё, чтобы быть задействованной в образовательном процессе, стать надёжным помощником и учителю, и ученику.

– Какие ещё форматы есть у книги и как их можно использовать?

– Во-первых, помимо книги у «Азбуки национальностей» есть аудиоверсия избранных глав в исполнении известных представителей разных национальностей (музыкантов, актёров, дикторов), они же читают национальные сказки. Во-вторых, разработаны методический конструктор для использования в образовательном процессе (он составлен коллективом кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ под руководст­вом завкафедрой кандидата педагогических наук Андрея Сорокина) и развивающая игра для всей семьи о национальных музыкальных инструментах. Она не только знакомит с творчеством народов, но и способст­вует развитию и тренировке зрительной памяти, внимания у детей и взрослых.

Под брендом «Азбука национальностей» мы ежегодно проводим информационно-просветительский межнациональный детский музыкальный конкурс, где ребята с удовольст­вием демонстрируют свои национальные костюмы, танцы, песенное творчество на родных языках. Арсенал за несколько лет накоплен колоссальный.

Нельзя обойти вниманием ещё одну важную тему – детей мигрантов, которые, приходя в образовательное учреждение, оказываются в крайне сложной ситуации. «Азбука национальностей» поможет и им.

http://www.100lichnost.ru/rubrica/30/19150

 




Новости узнай все
10.04.2019

10 апреля в Московском центре качества образования состоялось общегородское совещание Московского городского комитет родителей, на котором была презентована первая книга из серии «Азбука национальностей».

28.02.2019

В городе, по праву считающимся одним из самых многонациональных городов страны, прошла презентация уникальной «Азбуки национальностей», изданной фондом «Международных интеграционных технологий»

Мнения

Одним из важнейших направлений работы с многонациональной молодежью является профилактика экстремизма и радикализма  в молодежной среде. По этому направлению разработано большое количество методических рекомендаций, проводятся вебинары, круглые столы, семинары, форумы. Но для того, чтобы негативная информация не осела на молодую неокрепшую психику необходимо проводить большую просветительскую работу начиная с детского возраста, когда закладывается фундамент для формирования личности. Камень за камнем  выстраивается  прочное здание  личности,  наполненное содержанием.

 

У каждой страны и у каждого народа есть свой колорит, свой характер, свое музыкальное звучание (не хочется использовать затертое слово «душа народа»). «Вкус» страны чувствуется очень хорошо в национальных блюдах, «образ» в национальных костюмах, а вот «голос», «мелодия» народа передается национальными музыкальными инструментами и проявляется в музыке. Особенно отчетливо в детской песне, в которой аранжировки и прочие украшения уходят на второй план, раскрывая красоту мелодии, которую напевает мать своему ребенку или поют сами дети. 

Укрепление гражданской идентичности в условиях полиэтнического общества приводит нас к поиску путей надэтнической консолидации. Только надэтническая консолидация способна обеспечить устойчивость функционирования всей общегосударственной системы.