Заместитель министра образования Республики Крым Айдер Аблятипов принял участие в мероприятиии по языковой политике в Москве

« Назад

Заместитель министра образования Республики Крым Айдер Аблятипов принял участие в мероприятиии по языковой политике в Москве  27.06.2015 18:16

Мероприятие проводилось в рамках реализации Федеральной Целевой Программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)» по инициативе и при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по делам национальностей.

В семинаре-совещании приняли участие 60 регионов России. Интерес к теме мероприятия проявили представители исполнительных и законодательных органов власти Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители региональных министров, курирующих вопросы образования и национальной политики, учителя родных языков многонациональной России, представители общественных организаций, ассоциаций и союзов, ведущие эксперты в области языковой политики. Участники в течение нескольких дней работали над разработкой конструктивных предложений по созданию оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, обсуждали эффективные способы организации образовательного процесса, направленного на формирование общероссийской гражданской идентичности с учетом языковой ситуации в субъектах Российской Федерации и конституционного статуса языков народов России.

Семинар начал свою работу с пленарного заседания, которое вел заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский. Он отметил в своем выступлении значимость языковой политики в России: «Нет ни одной страны, которая бы сравнилась с Россией по системному изучению и развитию родных языков… Культурное и языковое разнообразие является нашим богатством, по данным переписи населения 2010 года в Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, а в государственной системе общего образования функционирует 97 языков, на 24 – ведется обучение, 73 языка является предметом изучения. 66 языков народов России является языками, на которых выходят СМИ, значительная часть которых финансируется государством», - также подчеркнул роль самого мероприятия. – Итоговая резолюция мероприятия станет по сути дорожной картой нового профильного ведомства». С докладами и приветственными словами также выступили: статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Павел Семенов, упомянувший «консолидирующую роль русского языка», заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию Надежда Шайденко, председатель совета Ассамблеи народов России, постоянный представитель Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации Светлана Смирнова, начальник Управления целевых и специальных программ и проектов Федерального агентства по делам национальностей Алефтина Маковоз, заместитель директора Института лингвистических исследований РАН Евгений Головко и другие почетные гости.

 Мероприятие продолжилось работой тематических секций и рабочим совещанием руководства Федерального агентства по делам национальностей с представителями органов власти более чем 30 субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы национальной политики и образования. На совещании обсуждались вопросы, относящиеся к компетенции нового ведомства, проекты и планы по развитию приоритетных направлений государственной национальной политики. 

Заместитель министра образования, науки и молодежи Республики Крым - Айдер Аблятипов выступил с докладом: «О языковой политике в сфере образования в Республике Крым»

В рамках мероприятия руководителем Фонда «Международных интеграционных технологий» Эммой Лариной был презентован проект «Азбука национальностей для детей». «Азбука национальностей для детей» поможет ребенку на ранних стадиях развития сначала с помощью родителей, а затем и самостоятельно, получить представление об этническом составе населения Российской Федерации, сформировать интерес к истории своего региона, усвоить информацию о проживающих рядом с ним национальностях, их традициях, их языках», - пояснила задачи проекта Эмма Ларина. Предполагается, что «Азбука» будет выпущена в нескольких форматах, включая, небольшие мультипликационные фильмы, рассказывающие в доступной для детей форме о полинациональном составе нашей страны. Проект был поддержан участниками и вошёл в резолюцию семинара-совещания.

Было проведено два пленарных заседания и четыре тематических секции по разным направлениям: актуальные направления, проблемы и механизмы реализации языковой политики в сфере образования; многообразие форм и уровней (федерального и регионального) регулирования вопросов сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия; актуальные проблемы и проблемы преподавания родных языков народов России; русский язык как инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности.

На всех секциях участники обсуждали актуальные вопросы современной языковой политики в сфере образования и делились опытом успешной реализации региональных проектов, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия.

Выступающие были едины во мнении, что в обществе уже давно назрела необходимость выработки современных, отвечающих настоящему моменту предложений по созданию условий для сохранения и развития языков народов России и что вопросы развития и сохранения русского языка и языков народов России имеют большое значение для гармонизации межнациональных отношений, а также относятся к системным задачам государства.

По мнению делегатов, мероприятие было важным и своевременным и отмечали необходимость его проведения в регулярном режиме.  Результатом семинара стала резолюция с рекомендациями участников рабочих групп по реализации языковой политики, предложенная Федеральному агентству по делам национальностей, которая включает перечень мер по популяризации русского языка и культуры и поддержке национальных языков малочисленных народов.

 Информационная справка:

Всероссийский семинар - совещание «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности» является площадкой для профессионального общения представителей органов власти, научного сообщества, работников образования и  эффективной платформой для выработки предложений по созданию оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, организации образовательных процессов, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности с учетом языковой ситуации в субъектах Российской Федерации.

Данное мероприятие предоставляет всем участникам возможность участвовать в процессе выявления проблем и актуальных направлений реализации языковой политики в субъектах Российской Федерации. Проводится семинар-совещание при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по делам национальностей. Организатор – Некоммерческий фонд развития современных интеграционных технологий в области культуры, образования и науки «Международные интеграционные технологии».

Источник:

http://monm.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/307816.htm




Новости узнай все
27.08.2024

3 сентября в Москве стартует конкурс «СтоЛИЧНЫЕ истории», цель которого рассказать о неравнодушных москвичах, помогающих участникам специальной военной операции и жителям новых регионов.

Мнения

Одним из важнейших направлений работы с многонациональной молодежью является профилактика экстремизма и радикализма  в молодежной среде. По этому направлению разработано большое количество методических рекомендаций, проводятся вебинары, круглые столы, семинары, форумы. Но для того, чтобы негативная информация не осела на молодую неокрепшую психику необходимо проводить большую просветительскую работу начиная с детского возраста, когда закладывается фундамент для формирования личности. Камень за камнем  выстраивается  прочное здание  личности,  наполненное содержанием.

 

У каждой страны и у каждого народа есть свой колорит, свой характер, свое музыкальное звучание (не хочется использовать затертое слово «душа народа»). «Вкус» страны чувствуется очень хорошо в национальных блюдах, «образ» в национальных костюмах, а вот «голос», «мелодия» народа передается национальными музыкальными инструментами и проявляется в музыке. Особенно отчетливо в детской песне, в которой аранжировки и прочие украшения уходят на второй план, раскрывая красоту мелодии, которую напевает мать своему ребенку или поют сами дети. 

Укрепление гражданской идентичности в условиях полиэтнического общества приводит нас к поиску путей надэтнической консолидации. Только надэтническая консолидация способна обеспечить устойчивость функционирования всей общегосударственной системы.